Алиса Розенбаум родилась и выросла в России, а в 1926 году перебралась в Америку, где осталась навсегда. Она взяла себе имя Айн Рэнд и стала писательницей и создателем философии объективизма. В своих работах она продвигала идеи индивидуализма, разумного эгоизма, превосходства разума над чувствами. «У меня никогда не было ни одной эмоции, которую я не могла бы объяснить рационально», — говорила она. Имя Рэнд получило широкую известность, а ее книги стали бестселлерами. Она презирала коллективизм, осуждала альтруизм и с ужасом вспоминала свою жизнь в России.
«Любой бог — какой бы смысл ни вкладывали в это слово — это воплощение того, что человек считает выше себя. А если человек ставит выдумку выше самого себя, значит он очень низкого мнения о себе и своей жизни».
«Я верю в то, что реальность это нечто объективно существующее, что человек в своем отношении к ней может руководствоваться только разумом. Человеческая мораль должна быть рациональной. Она должна быть основана не на вере, не на произвольном капризе или воображении, не на эмоциях, не на одержимости мистическими или социальными идеями, а только на рациональном суждении».
«Я осуждаю альтруизм. Я считаю его злом. Потому что это не помощь другим, а принесение себя в жертву. Предельные случаи альтруизма — нацистская Германия и Россия, где коммунисты сделали коммунизм институцией и где от каждого гражданина требуют, чтобы он пожертвовал собой ради государства. Все диктатуры основываются на альтруизме».
«Я общалась с людьми, которые покинули Россию или сбежали из нее позже меня, и знаю, что время, которое я застала — 1926 год — было лучшим послереволюционным временем. Тогда условия были чуть лучше, чем стали сейчас. Но и в то время мы были скопищем оборванных, истощенных, грязных, жалких людей, у которых было всего две мысли. Во-первых, полнейший террор: мы боялись взглянуть друг на друга, боялись сказать хоть что-то, страшась, что кто-то услышит и донесет на нас. И вторая: где взять еду. Вы понятия не имеете, что значит жить в стране, где у всех мысли только о еде, где все разговаривают только о еде, потому что так голодны, что ни о чем другом не могут думать и ничего другого не в состоянии делать. Политика их не волнует. Романтические отношения их не волнуют — нет ничего кроме еды и страха».
1.jpg
«Отцы-основатели, создавшие первое в мире свободное общество — США — установили в нем демократию как политический принцип и капитализм как экономический принцип. Тотальный, нерегулируемый, свободный рынок. Это был основополагающий принцип капитализма. В теории. Однако на практике, этот принцип чистого капитализма никогда не существовал. Вмешательство правительства в определенные сферы деятельности всегда подрывало основу американского образа жизни, а сейчас оно довело его до полного падения».
«Нет морального греха в том, что вы не говорите кому-то то, что могли бы сказать, но он есть, если говорить противоположность правды».
«У меня никогда не было ни одной эмоции, которую я не могла бы объяснить рационально. Ни одной эмоции, которая бы пришла в столкновение с разумом».
«Почти невозможно втолковать свободному человеку, что значит жить при тоталитарной диктатуре. Я могу привести множество подробностей. Но я никогда не смогу полностью убедить вас, потому что вы свободны. Даже хорошо, что вы и вообразить не можете, на что это похоже. Конечно, у них есть друзья и тещи. Они пытаются жить человеческой жизнью, но, поймите, она совершенно бесчеловечна. Попробуйте вообразить, каково жить при постоянном терроре, с утра до вечера, а ночью ждать звонка в дверь, когда вы боитесь всех и всего, живя в стране, где жизнь человека не стоит ничего, меньше, чем ничего, и вы это понимаете. Вы не знаете, кто или что вам грозит, потому что у вас могут быть друзья, которые за вами шпионят. Где нет законов и никаких прав вообще…».
«Что такое величие? Я отвечу: это способность жить согласно трем фундаментальным ценностям Джона Галта: разум, цель, самоуважение».
2.jpg
«Самое худшее зло, которое вы можете сделать, с психологической точки зрения, — это смеяться над собой. Это значит плевать себе в лицо».
«Пусть никто не позиционирует себя как сторонник мира, если он продвигает или поддерживает какой-либо общественный строй, который инициирует применение силы против отдельных людей, в любой форме».
«Человек — каждый человек — это самоцель, а не средство для достижения целей всех остальных; он должен жить ради него самого, не жертвуя собой для других и не требуя жертвы других для себя; он должен работать ради своих рациональных интересов, чтобы достичь собственного счастья как высшей моральной цели своей жизни».
«Из всех тоталитарных нарушений прав личности при смешанной экономической системе призыв на военную службу, наверное, самое страшное. Это надругательство над правами. Военный призыв отрицает фундаментальное право человека — право на жизнь — и устанавливает основной принцип тоталитаризма, согласно которому жизнь человека принадлежит государству, и государство может потребовать пожертвовать ею в войне. Если принимается этот принцип, все остальное — лишь вопрос времени».